Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Анализ здоровьесберегающих технологий в образовании – фактически это школы, в организации самого процесса обучения и воспитания тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений.
В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.
Наличие здоровьебсрегающих элементов инфраструктуры в нашей школе, отвечающее требованиям САНПиНов:
· Расположение здания школы;
· Наличие транспортного обслуживания ;
· Участок образовательного учреждения;
· Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);
· Водоснабжение и канализация;
· Учебные кабинеты: площадь и оснащенность;
· Наличие учебных мастерских;
· Соблюдение размеров мебели;
· Воздушно-тепловой режим;
· Освещенность мест занятий;
· Отличное санитарное состояние;
· Наличие двух спортивных залов, раздевалок, подсобных помещений;
· Спортивное оборудование и инвентарь;
· Оборудование игровой площадки для учащихся начальной школы на пришкольной территории;
· Наличие тренажерного зала.
Следующим условием создания школьной полноценной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры:
· Наличие зала для занятий ЛФК;
· Медицинский кабинет и оборудование.
Дополнительное оборудование по укреплению здоровья детей:
· фитобар;
· зал психологической разгрузки.
Столовая и ее оснащенность:
· Организация качественного питания для всех учащихся;
· 100%-ное обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов;
· учителя физической культуры;
· педагог-психолог;
· педагог-логопед;
· специалист медицинская сестра;
· специалист детский педиатр.
Активная работа нашей школы как «Школы здоровья и развития» позволяет проанализировать и основные наиболее часто использующиеся формы здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающая деятельность школы:
· Диспансеризация;
· Профилактические прививки;
· Дни и Недели Здоровья;
· Спортивные школьные праздники;
· Участие в районных спортсоревнованиях;
· Беседы о здоровье с учащимися;
· Беседы о здоровье с родителями;
· Витаминизация;
· Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
Кроме традиционных форм работы, содействующих сохранению и укреплению здоровья, в нашей школе используются комплекс корригирующих лечебных процедур и методов профилактики так называемых «школьных» болезней.
Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.
Наиболее значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьесберегающей направленности является:
· оценка режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников;
· оценка организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников.